Замолчать – значит замолчать, а не говорить о молчании

 

Замолчать – значит замолчать, а не говорить о молчании.

о. Илья Дорогойченко

из еженедельной приходской газеты отца Ильи, выпуск 27, 1 августа 2008

Пещера Алладина… Я помню, как в детстве я закрывал глаза и представлял себе, что видит Алладин, попадая в эту сокровищницу. Какой восторг в его глазах: алмазы, рубины, золото! Удивительным образом, прошло много лет, и я попал в эту пещеру. И я сегодня чувствую себя в этой пещере, и сверкание вокруг меня. И это не превратится в черепки. Золото всегда превращается в черепки. А то сокровище, среди которого я себя ощущаю, всегда будет сверкать.

Сегодня идет дождь. Я очень люблю дождь с детства. Это связано с состоянием уюта, покоя, с одной стороны, а с другой – с чем-то, уносящим тебя куда-то. Здесь переплетается очень много близких, теплых, человеческих чувств. Больше всего в этом дожде пленяет меня покой. Покой, к которому стремится душа. И, наверное, когда-нибудь я все-таки замолчу. Когда-нибудь мне станет совсем стыдно говорить. Мне и сегодня стыдно говорить… И я действительно замолчу. Может быть тогда, этим молчанием я скажу гораздо больше, чем когда пытаюсь что-то сказать. Каждый раз я понимаю, что все, что сказал – это ветер, который принес хорошую погоду сегодня, а завтра его нет, и погода совсем другая. Мы слышим слова, и на какое-то время погода меняется в нашей душе. Мы киваем головой и говорим: «Да, да, да». Но потом ветер через секунды меняется. И мы уже с вами совсем в другом состоянии, другая погода. Меняется состояние, но не меняется суть. Поэтому не хочется говорить слова. Можно сказать очень умелые, очень красивые слова, но будет ли прок?

Хочется сказать что-нибудь поэтичное, потому что в нем, между строк будет молчание. И в этом молчании будет чувство, будет возможность передать что-то, что невозможно передать словами.

В душе много скорби. Но эту скорбь не искоренить. Как сложно об этом говорить… Ее не искоренить, если ты пытаешься дергать за эти растения, и выдирать их, как тебе кажется, с корнем. Есть огород, и ты пытаешься в этом огороде – в своей душе — выдернуть с корнем тот кошмар, который растет там. И ты выдираешь, выдираешь… Наверняка каждый из вас обращал внимание, сколько не выпалываешь сорняки, они снова растут. Я помню в детстве ощущение: сегодня выполол грядку, приходишь на следующий день, а она снова вся в сорняках. И ты думаешь, что же делать? И есть один, только один способ избавиться от этого мучения – уйти с этого огорода. Выйти из этого пространства, где возможно расти сорнякам. Это очень важно понять: если здесь возможно расти сорнякам, не надо тратить на этот огород силы – не та почва, не то делаем. Пока ты выдернул здесь, а позади тебя вырос новый. Можно только выйти с этого огорода.

«Встаньте, пойдем отсюда», – говорит Христос, — «Я не от мира сего». Мы слышим эти слова, и не слышим их. Мы не уходим, мы не встаем. Мы говорим: «Нет, нет, нет, Господи, дай мне какой-нибудь рецепт, я обрызгаю, и это не будут расти сорняки. Дай мне рецепт, как ужиться с Богом и с мамоной. Помоги мне. Покажи мне лазеечку». Бог и мамона – это только образы. Как мне ужиться, чтобы и мысли были мои, и мое «я» оставалось, и в то же время, чтобы и Ты наполнял мою душу. Не получается, и не получится. Мы будем очень стараться, и в конечном итоге порвем на себе рубашку – и это будет итогом нашей жизни. Сколько сил убьем, и ничего не получиться. Поэтому нужно уйти с этого огорода. Христа не понимали Его ученики, поскольку Он был не от мира сего. Он вышел с этого огорода.

Мир продолжает жить так, как будто Христа не было. Мир изо всех сил старается не видеть Христа. И мы с вами стараемся Его не видеть. И вот парадокс, мы в церкви, и стараемся Его не видеть. Потому что Его присутствие – это вызов нашей глупости. Это значит выйти из того привычного образа жизни, который мы с вами питаем собой, и который пожирает нас.

Мы говорим: «Не хочу плохих мыслей. Будут хорошие у меня мысли. И эти хорошие мысли наполнят меня». Недавно я понял одну простую вещь: хорошие мысли – шпионы плохих. Где хорошие, где культура растет – капуста, морковка, там обязательно сорнячок вырастет. Это шпионы.

Как же по-другому? Из другого источника жить надо. Мы живем не из того источника. Мы пьем не из того источника. Христос говорит: «Жаждущий да бредет ко мне и да пиет». Он говорит о другом источнике жизни – о божественном – а мы продолжаем пить из старого источника. Мы пытаемся увязать сладкую и горькую воду, а Христос сказал: «Не может течь из одного источника сладкая и горькая вода». Но мы стараемся не слышать этих слов. Мы их не слышим, поскольку боимся отказаться от старого источника.

А еще в нас какая-то лень. Сегодня утром я встал и мне не хотелось делать зарядку, но я ее сделал. Через полчаса я себя прекрасно чувствовал. Я не хотел делать зарядку, но сделал, и прекрасно себя чувствовал. Я мог пойти на поводу у этого состояния, но я не пошел, я преодолел себя. Мы идем на поводу старого, привычного нам состояния. Может быть, об этом говорил Христос: «Царствие Небесное силою берется».

Встаньте, пойдем отсюда, в обитель тишины, в обитель молчания, в обитель, где откроется новый источник, который был, есть и будет. Единственный источник жизни, из которого можно пить. Остальное – не питье, остальное – тухлая вода. А новый источник можно открыть только в молчании.

Но это только слова… А замолчать – значит замолчать, а не говорить о молчании. Когда замолкаешь, вдруг начинаешь слышать, как капает дождь, шелестит трава, поют птицы. Сколько звуков тебя окружает! Сколько источников радости вокруг тебя! Ты не слышишь, для тебя закрыт этот источник. Ты пытаешься сам из себя что-то поиметь. А оно не выходит. Собака пытается сама себя укусить за хвост, и у нее это не получается. Вот почему мы так измотаны жизнью. Мы измотаны попыткой из самого себя поиметь, не получается… Что можно из себя выжать? Только ощущение выжатого лимона. Неоткуда брать, и ты продолжаешь вариться в своем соку, а брать уже неоткуда. Разве не отсюда наши страдания?

И гордость мешает нам прибегнуть к источнику. Чтобы прибегнуть, надо замолчать. Давайте просто замолчим, просто исчезнем, и станем прозрачными, станем слухом. И удивительным образом наполнится наша душа. И уйдут эти бесконечные вопросы, с которыми мы пришли сегодня в храм. У каждого свой вопрос: «Как жить?» Или: «Как жить духовно?» Уйдут вопросы.

У нас все время одна и та же ситуация: перед нами стоит тарелка, лежат ложка, вилка. Мы озираемся и спрашиваем: «А как есть?». Ешь, бери ложку и ешь. И в конечном итоге, тому, кто поставил перед нами тарелку, не остается ничего иного, как смотреть на нас и говорить: «Что ты хочешь? Есть? Ешь». Мы не видим тарелки, не видим ложки, ничего не видим, потому что не умеем молчать.

Ничего нового не сказал, и не скажу. Ешьте – и все, пейте из источника – и все. На улице дождь идет – хорошо-то как! Нам никто не мешает жить. Никто не мешает быть счастливыми – ни обстоятельства, ни люди, ни страна, ни мы сами – никто не мешает нам быть счастливыми. Это надо только услышать.

Опустошиться, чтоб наполниться Тобой,
И замолчать, чтобы Тебя услышать.
Лесного шума медленный прибой
И нарастанье, набуханье тиши.
Когда б вы знали, что за торжество
За мигом миг, по капле, понемногу
Прочувствовать, что в сердце – ни-че-го,
Ты – место пусто, ты – простор для Бога.
И только в этом сущность правоты.
Шуршат березы, что-то шепчут ели…
Тебя не стало. Ты уже не ты,
И наконец-то – ты на самом деле…
Зинаида Миркина
Источник http://mystichrist.livejournal.com/85342.html

Добавить комментарий