ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ

ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ

Аюрведа называет три основных типа болезни: эндогенная (развивается изнутри), экзогенная (нападает снаружи) и умственная. Каждая из них может привести к развитию любой другой. В этом случае Доши нарушают работу тканей и движение отходов в организме, и эта патология переходит с одной ткани на другую. Неправильно работающие каналы передают болезнь только другим каналам, больные ткани заражают только другие ткани, «тогда как зараженные Вата, Питта и Капха загрязняют своей испорченной природой весь организм».

Ещё одним существенным фактором в развитии болезни , помимо конституции пациента, является время. Аюрведа утверждает, что болезни возникают «на стыке времен года». Это выражение можно применить буквально по отношению к стыку зимы и весны (возбуждение Капхи), весны с летом (воспаление Питты) и лета с осенью (нарушение Ваты).

Такая закономерность связана с тем, что организму необходимо приспособиться к изменяющимся вокруг условиям, а если приспособится удается не до конца, в нем нарушается внутреннее равновесие. Можно применить эту истину и к различным «сезонам» в жизни человека – смене времени суток, возрасту и пищеварению.

Нельзя назвать какой-нибудь один фактор, от которого полностью зависело бы здоровье или болезнь человека; и то, и другое являются результатом взаимодействия многих причин. Однако поскольку все болезни в той или иной степени нарушают правильную работу трех Дош, их условно делят на три части — в соответствии с тем, какая Доша в большей степени лежит в основе болезни.

Причины болезни всегда индивидуальны, и их можно было бы избежать, но большинству из нас это не удается, так как наши поступки зачастую прямо противоположны нашим же интересам. Причиной этому – слабоволие. Всем нам следует «переваривать» заполняющие нас чувственные желания. Когда внутреннее сознание человека переполняет искушение насладится чем-то, что может нарушить равновесие Дош, или, наоборот, мы хотим отказаться от чего-то полезного, надо немедленно обратить внимание на то, что «умственное пищеварение» (способность различать между полезным и вредным для здоровья) не в порядке.

Такие поступки наперекор здравому смыслу, порочность ума, которая возникает из попыток переделать окружающий мир согласно нашим прихотям, не желая признавать вечного ритма Вселенной, Аюрведа называет прагьяпарадха, в буквальном переводе – «преступление против мудрости». Человек идет на поводу у своих желаний, и именно это становится первичной причиной любого заболевания, прямо или косвенно влияющее на речь, ум и тело. Обычно подобное «преступление против мудрости» состоит в неподобающем использовании органов чувств или в невнимании к необходимости изменить диету и образ жизни согласно дневному, сезонному или другому временному циклу.

Нарушение естественного движения Ваты или ритма происходит при развитии любой болезни. Под влиянием потерявшей направление Ваты Доши могут двигаться вверх, вниз или в стороны. Мудрец Шарнгадхара, перефразируя Чараку, говорит: «Питта безвольна, Капха безвольна, ткани и отходы организма тоже безвольны, будто облака, которые прольют дождь там, куда занесет их ветер (Вата)».

Каждая болезнь развивается своим путем, проникая все глубже в тело по одной или нескольким из дорог которых насчитывается три – Внутренняя Дорога, Внешняя Дорога и Средняя, одна же Дорога Марма. Внутренняя Дорога, включающая в себя пищеварительный тракт и ткань-сок, обычно первой попадает под влияние Дош, которые естественным образом сосредоточены в лавных органах пищеварения. Если на этом этапе не восстановить баланс Дош, они начнут втекать в тело, вместо того, чтобы вытекать из него, и попадут на Внешнюю Дорогу, которая состоит из шести других тканей. Если же организм не сможет и тогда побороть дисбаланс, то токсины и(или) Доши проникнут в ткани ещё глубже и окажутся на Средней Дороге, где сосредоточены все жизненно важные органы. Обычно болезнь ограничивается в своем проявлении только на одной из Дорог, но если она поразила уже более чем одну Дорогу, лечение затрудняется.

Добавить комментарий